Тарелка с тормозом

Несмотря на то что в последние годы спутниковое ТВ получило значимые позиции на рынке, нельзя назвать «космическое» вещание всепобеждающей технологией, а его операторов — беспроблемно развивающимися компаниями. Несмотря на все очевидные преимущества «спутника», кабельное телевидение и IPTV продолжают смотреть более 80% россиян, подключенных к платному ТВ. Более того, по мнению аналитика ИК «Финам» Анны Зайцевой, «спутниковое ТВ будет постепенно снижать темпы прироста абонентской базы». Причем пессимистичные настроения экспертов обусловлены не столько экономическим кризисом, сколько системными проблемами российского рынка спутниковой связи.

Наиболее серьезная из них — спутниковые операторы (за исключением старейшего участника рынка «НТВ-плюс») не могут передавать столько же каналов, сколько их кабельные конкуренты. Максимум каналов предоставляет сейчас абонентам «Орион-Экспресс» — около 50, тогда как отдельные кабельные операторы предлагают до 170 каналов. Причину этого Сергей Оленин из АСВТ видит в дефиците частотного ресурса на российских спутниковых платформах (спутниковые вещатели, как правило, пользуются ресурсами ФГУП «Космическая связь» и ОАО «Газпром — спутниковые системы»). Дефицит ресурса — следствие реализации программы подключения к интернету более 52 тыс. российских школ в 2007-2008 годах, а усугубила ситуацию серия аварий космических аппаратов, входящих в орбитальную группировку ФГУП «Космическая связь».

Другая фундаментальная проблема спутниковых вещателей — отсутствие интерактивности и возможности предоставления абонентам дополнительных услуг, в первую очередь доступа в интернет. «Очевидно, что все преимущества спутникового ТВ блекнут перед возможностью проводных операторов предоставлять клиентам доступ во внешние и внутренние сети,— говорит генеральный директор консалтинговой компании ComNews Research Ирина Глухова.— Получается так, что абоненты, подключенные к мультисервисным кабельным сетям (телефония — интернет — цифровое многоканальное ТВ), все меньше смотрят телевидение и при этом качают все больше видео из интернета». По оценкам Ирины Глуховой, уже по крайней мере 30% московских пользователей широкополосного доступа качают фильмы и смотрят телепередачи в сети с помощью компьютера. Такой способ распространения цифрового контента, по ее мнению, в ближайшие года три станет очень популярным и в крупных российских региональных центрах.

В свою очередь, Сергей Оленин не считает спутниковое ТВ тупиковой ветвью развития вещательного бизнеса. Он отмечает, что американские и европейские операторы уже отрабатывают способы внедрения интерактива в системы спутникового телевещания. «Для этого используются телеприставки с функцией цифровой видеозаписи,— рассказывает он.— На такие устройства можно принимать определенный контент. Например, можно заказать запись интересующей вас передачи или фильма, отправив оператору сервисное SMS».