Спутник на терелке

На российском рынке спутникового телевидения становится тесно. Телекомпании, вещающие через космос на домашние антенны-тарелки, появляются одна за другой — кино и футбол с их помощью смотрит уже 6 млн украинцев, почти четверть абонентов платного телевидения. Благодаря резкому снижению цен на услуги спутникового ТВ и росту его географической доступности в последние год-полтора «космическое» телевидение в Украины превратилось из забавы-альтернативы для редкого элитного зрителя в поприще для серьезного бизнеса.

Года три назад один из топ-менеджеров первой российской спутниковой телекомпании «НТВ-плюс» уверял автора, что второму (а равно третьему и четвертому) «космическому» вещателю на российском рынке просто нет места: «Мы предоставляем абонентам дорогой, премиальный продукт. Услуги экономкласса можно приобрести у операторов кабельного телевидения. Второй спутниковый вещатель просто не найдет своей ниши».

В том, что высокопоставленный сотрудник «НТВ-плюс» жестоко заблуждался, я убедилась пару недель назад, поднявшись на крышу своего дома. Выяснилось, что ставить там тарелку (уже вторую для моей квартиры) просто негде: крыша дома в центре Москвы (в районе, кстати, действуют четыре классические кабельные сети) была утыкана спутниковыми антеннами. Та же картина и на соседних крышах.

Такая плотность антенной «застройки» вполне объяснима: за последние год-полтора спутниковое телевидение из экзотического направления то ли медиа-, то ли телекоммуникационного бизнеса превратилось в самый дешевый вариант платного ТВ — причем доступного и там, где эфирного и кабельного телевидения нет в принципе.

По оценкам ИК «Финам», спутниковое ТВ в России смотрят 17-18% из примерно 19 млн абонентов платного телевидения. Участники рынка, кстати, считают эти оценки несколько заниженными и предполагают, что спутниковым ТВ пользуется до четверти профильных российских подписчиков. Причем спутниковые вещатели постепенно становятся мощнейшими игроками рынка «ТВ за деньги». Например, по данным на начало мая, у Национальной спутниковой компании (продает услуги под брендом «Триколор-ТВ») было 4,5 млн абонентов. То есть абонентская база «Триколора» по размеру сопоставима с базой подписчиков крупнейшего российского кабельного конгломерата «Национальные телекоммуникации» (НТК). Здесь надо заметить, что в состав НТК входит несколько операторов в разных городах страны.

Эксперты отмечают, что рост спроса на спутниковое ТВ, наблюдающийся в последнее время, имеет ряд причин. Президент IT-компании LETA Group Александр Чачава говорит, в частности, об усилении конкуренции на этом рынке: «Появились спутниковые дискаунтеры, которые буквально за пару долларов в месяц готовы предложить абонентам десяток платных российских и зарубежных каналов. Кроме того, российские общедоступные каналы через их тарелки можно смотреть вообще бесплатно». Также Александр Чачава объясняет быстрый рост — количественный и качественный — спутниковых операторов тем, что в отличие от кабельных конкурентов они избавлены от огромных затрат на создание и эксплуатацию наземно-подземных физических сетей. «Аренда транспондера на спутнике обходится в €1-4 млн в год, несколько сот тысяч долларов стоит наземное передающее оборудование,— говорит Чачава.— За такие деньги кабельный оператор может покрыть разве что один небольшой город. Спутниковый же — половину территории страны».

По словам Александра Чачавы, в итоге спутниковое ТВ стало универсальным решением не только для небольших городов и поселков (там человек зачастую поставлен перед выбором — либо иметь спутниковую тарелку, либо обходиться без телевидения вообще), но и для крупных городов. «Не секрет, что даже в Москве есть дома, в которые управляющие компании не пускают никаких операторов, кроме аффилированных с ними интернет-провайдеров. А те зачастую если и предлагают услуги ТВ, то с неприемлемым качеством или ценой,— говорит президент LETA.— В такой ситуации цифровое многоканальное ТВ можно смотреть только через спутниковую тарелку».

Начальник отдела развития альтернативного оператора АСВТ (одного из агентов по распространению спутникового вещателя «Орион-Экспресс») Сергей Оленин отмечает, что быстрым внедрением в обиход спутниковое ТВ во многом обязано унификации технологий, которые используются в приемном оборудовании. «Для спутникового ТВ стандарт DVB-S является универсальной технологией,— рассуждает Оленин.— Поэтому как производителям, так и потребителям приемного оборудования проще ориентироваться на этом рынке. При этом операторы кабельного ТВ или IPTV, случается, используют едва ли не эксклюзивные стандарты для каждого региона».